КУРГАН ПРЕДПРИЯТИЕ ПРОДУКЦИЯ ПАРТНЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕСС-ЦЕНТР КОНТАКТЫ АРХИВ

2006

Соединяя берега, мы обретаем мир единый
 

 

Городская газета «Курган и курганцы», 14 сентября 2006

 

«Лейтенант ШМИДТ» из Кургана

Это только кажется, что мы, курганцы, вряд ли что можем предложить столичным городам, живущим своей далекой жизнью. На самом деле, если присмотреться повнимательней, всегда можно найти отблески своего небольшого города в любом мегаполисе. И это давно уже не новость для тех, кто «соединяет берега».

Продукция ЗАО «Курганстальмост» представлена в северной столице более чем серьезно: пять мостов и транспортных развязок, металлоконструкции для которых изготовлены в Кургане, уже не первый год эксплуатируются в Санк-Петербурга. Развязки на пересечении кольцевой автодороги и улицы Софийской, Индустриального проспекта и железнодорожных путей, а также в районе станции «Горская» имеют скорее прикладное бытовое значение. А вот красавец вантовый Обуховский мост, первый неразводной мост через Неву, позволяющий пропускать и океанские суда (высота моста над уровнем воды 30 м) - это уже не только гимн инженерной мысли, но и достойнейший экспонат города-музея. Кстати, сейчас строится вторая очередь Обуховского моста, металлоконструкции для которой уже поставлены ЗАО «Курганстальмост». Но это то, что уже сделано предприятием.

А сейчас 2-х тысячный коллектив курганского завода изготавливает металлоконструкции сразу для трех питерских мостов. И уже в сентябре завершится отгрузка последних элементов для моста Лейтенанта Шмидта – одного из самых знаковых долгожителей Санкт-Петербурга.

Первый чугунный разводной мост через Неву строили семь лет, с 1843 по 1850 год. Сначала  он назывался Благовещенский, после был переименован в Николаевский, а в1918 году в мост Лейтенанта Шмидта в честь руководителя восстания на крейсере Очаков. Но удивительно другое. Меняя имена и названия, этот самый длинный мост в Европе середины 19 века, протяженностью в 331 метр, оставался неизменным. Почти сто лет исправно служили, не требуя реконструкции, семь стационарных и один разводной пролет, созданные выдающимся инженером Станиславом Кербедзом.

Понятно, что строители 19 века не располагали таким разнообразием техники, как сегодня, поэтому для возведения этого пролетного строения были созданы специальные машины и приспособления: станки для подводных пил, подъемные краны, рамы с механизмами, водолазные колокола, вороты, копры со своебойными бабами, машины для испытания частей ферм по особой программе.

Первую реконструкцию мост Лейтенанта Шмидта пережил в 1934-1938 годах. Тогда была решена одна из проблем судоходства на Неве: разводной пролет, расположенный изначально у правого берега, был перемещен на середину моста. При реконструкции начала 20 века мостостроители пользовались новейшими на тот момент технологиями: применяли электросварку, подводное бетонирование с использованием контрактора. Удивительно, что деревянные сваи, составляющие изначально основание моста, при реконструкции заменять не стали. Еще удивительнее, что их состояние и сегодня, спустя 155 лет эксплуатации остается вполне удовлетворительным.
На начало  21  века выпала необходимость во второй реконструкции моста Лейтенанта Шмидта. Департаментом архитектуры Санкт-Петербурга задача была поставлена такая: стопроцентно сохранить облик полуторовекового моста  - одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Решить эту задачу доверили коллективу ЗАО «Курганстальмост». Впервые в практике завода нужно было сделать копию моста. До сих пор все пролетные строения «Курганстальмоста» отличались яркой индивидуальностью. Оказалось, что задача – повторить творение мастеров 19 века - не из легких. Как, располагая принципиально другими материалами, технологиями и сроками изготовления, можно сделать мост-близнец?

В апреле 2006 двухтысячный коллектив завода приступил к работе. В сентябре все мостовые конструкции весом более 4 тысяч тонн будут отгружены и  отправлены в Санкт-Петербург.

Конструкторы «Курганстальмоста» работали в тесном контакте с заказчиками и проектировщиками- Санкт-Петербуржским ЗАО«Институт «Стройпроект». Эта  работа велась в течение трех месяцев. По мере готовности конструкторские разработки поступали к технологам, затем в цеха завода. В июле, когда была произведена контрольная сборка Лейтенанта Шмидта, когда началась отгрузка, в отделе главного конструктора еще продолжали разрабатывать отдельные пролеты.

Уже на этапе раскроя металла было очевидным, что множество элементов сложных конфигураций требует повышенного расхода материала. Кроме того, все перфорации - проемы необходимо «оребрить обечайками», как говорят специалисты. Что это значит? Это значит, что наши предки сделали когда-то воздушный мост с множеством арок, каждая из которых, как подол платья, должна быть обработана специальным кромочным швом. А это вновь затраты металла и почти ювелирная работа, требующая рук хорошего закройщика.

Но не только с этими проблемами пришлось столкнуться специалистам завода при разработке технологии изготовления моста Лейтенанта Шмидта. Винтообразность элементов, хитрые, не соответствующие современным экономичным решениям, углы гибки металла воздушных арок моста, наконец, особенность блоков – наличие в каждом трех элементов (верхней коробки, нижней и верхней вертикальных стенок).      

ОЛЕГ МОИСЕЕВ, главный технолог ЗАО «Курганстальмост»:
— Нам пришлось преодолеть все эти препятствия, изрядно попотев над созданием технологии изготовления. Этот мост – не серийный товар, отличающийся только номером и датой выпуска, а по-настоящему штучная, ручная, я бы сказал, работа. Так, чтобы повторить облик первого чугунного моста времен 19 века, на заводе было разработано универсальное приспособление для гибки металла и еще много чего.

Интересно, что мост, сделанный умельцами в 19 веке, заставил забыть о многих сегодняшних производственных подходах и нормах не только мостостроителей. Сложности возникли и у контролирующих органов – современные стандарты не действовали.
На каждом этапе изготовления сварных узлов проходит предварительная дробеметная обработка в малярно-погрузочном цехе. Она необходима для сварки и нанесения антикоррозионной защиты. Но в конструкциях моста Шмидта такое количество замкнутых пространств, доступ к которым затруднен, что решить проблему позволяет только работа немецкими покрасочными аппаратами.

Впрочем, сегодня на «Курганстальмосте» есть не только оборудование, отвечающее самым высоким требованиям. Специалисты здесь тоже европейского класса. А ведь качество сварки при изготовлении мостовых металлоконструкций играет решающую роль.

СЕРГЕЙ СЕМИШКУР, бригадир цеха №6 ЗАО «Курганстальмост»:
—  У нас сейчас самые лучшие сварщики, все аттестованы по европейским нормам, работаем исключительно на немецком оборудовании, поэтому заказ этот – наш, а не наших конкурентов. И нет сомнения, что вовремя его выполним и сделаем  лучше всех. Мы такие заказы выполняли, что сейчас хоть что сделаем.

Прибывшие в июле на одну из контрольных сборок  представители заказчика – ЗАО «Институт «СТРОЙПРОЕКТ» и генерального подрядчика - ОАО «Мостоотряд №19» остались вполне удовлетворены увиденным.

ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА, зам.технического директора по проектированию –ГИП ЗАО  «Институт «СТРОЙПРОЕКТ»:
— Здесь действительно применяются уникальные технологии, и тот результат, который мы здесь видим, он фантастичен. Это действительно будет достойный подарок Санкт-Петербургу от Кургана.

НИКОЛАЙ ТАРБАЕВ, технический директор ОАО «Мостоотряд №19», г.Санкт-Петербург:
—  Я считаю, что курганский завод справляется с самыми сложными объектами. Если мы с курганским заводом в короткие сроки построили Обуховский вантовый мост – интереснейший большой проект, думаю, что этот объект будет тоже вовремя. Я сегодня считаю, что лучшие конструкции мостовые выходят именно с курганского завода. Поэтому мы вместе и работаем!

Особенность моста Лейтенанта Шмидта заключалась в том, что это разводной мост. В 19 веке разводили мосты с помощью лошадей, соответственно и механизм был простейшим. И хотя «Курганстальмост» не впервые выполняет такие заказы, механизм разводных узлов Шмидта был спроектирован вновь, точнее, были изменены узлы крепления данного механизма.

ВЛАДИМИР ПОЛУХИН, заместитель главного инженера ЗАО «Курганстальмост»:

— На данном мосту будут установлены поворотные элементы, домкраты, а для того, чтобы эти элементы установить, нужно на металлоконструкциях закрепить определенные узлы, которые должны быть изготовлены с точностью машиностроительной продукции. Поскольку мы все-таки не машиностроительное предприятие, сложности были.

Проезжая часть моста будет выполнена с помощью самых современных технологий. Продольные или корытообразные ребра трапецеидального профиля лягут в ее основу. Это позволит повысить жесткость пролетного строения. Но если это смогут оценить только профессионалы, то жители и гости города порадуются тому, что проезжая часть моста станет  шире на 13 метров, и автомобильное движение пойдет по шести полосам.  

При работе «над Шмидтом» предельная точность была важна не только в изготовлении деталей и соблюдении технологий, но и в сроках поставки продукции. Металлоконструкции из Кургана еще прибывали в северную столицу, когда начался монтаж на стапелях.    

ВЛАДИМИР КОПЫРИН, главный инженер ЗАО «Курганстальмост»:
— Это серьезный, сложный и ответственный заказ для нас. Все работы ведутся в историческом центре Санкт-Петерербурга, это значит, что график поставки конструкций должен строжайше выполняться – здесь нет места для складирования.
      Кроме того, это первый мост в устье Невы на стыке с Финским заливом, здесь она наиболее непокорна. Нет сомнений, что «Курганстальмост» качественно и вовремя  исполнит все свои обязательства, и это будет хороший подарок Санкт-Петербургу.

До сдачи моста в эксплуатацию еще около года, но коллектив ЗАО «Курганстальмост» уже почти завершил свою работу - внес свою лепту в архитектурный облик Санкт-Петербурга.

НИКОЛАЙ ПАРЫШЕВ, генеральный директор ЗАО «Курганстальмост»:
— Для нас это знаковый объект. То, что мы получили заказ моста Лейтенанта Шмидта – своего рода профессиональное признание предприятия и людей, которые здесь работают. И вроде бы, что нам эти 4360 тонн (таков общий вес моста), мы в год под 60 тонн делаем?! Но именно этот 330-метровый мост нам крайне важен. Изготовив это пролетное строение, мы еще раз изучили свой потенциал, свои ресурсы. Сомнений нет, что с задачей справимся достойно. И присутствие нашего предприятия в северной столице станет еще более заметным. На восьми мостах и развязках северной столицы можно будет поставить фирменный знак «Сделано на ЗАО «Курганстальмост».

Изящный долгожитель Санкт-Петербурга – мост Лейтенанта Шмидта, сохранив первоначальный облик, и в 22 веке будет служить жителям северной столицы, как когда-то исправно служил нашим предкам. При правильной эксплуатации потомок первого чугунного моста в Европе простоит более 100 лет.  «Курганстальмост» гарантирует.

Евгения Капишева

к началу страницы
640023, Курган, ул. Загородная, 3, ЗАО «Курганстальмост»
Тел.: (3522) 47-81-49, 47-81-36
Факс: (3522) 47-81-17, 47-80-78
E-mail: market@kurganstalmost.ru kancler@kurganstalmost.ru