Курганстальмост Курганстальмост    
Соединяя берега, мы обретаем мир единый
 

Новости

2014

 

Мы строим плот, а вы завидуете нам!

В сплаве по реке Кантегир в Западных Саянах приняли участие 18 человек. Пройдено около 170 километров по реке четвертой категории сложности. Как и всё в этом году, сплав мы посвятили 35-летию своего предприятия.

«Не забывайте, что вы выбрали активный вид отдыха и будьте готовы к "полевым" условиям проживания» - предупреждение на одном из сайтов, приглашающем на сплав по Кантегиру. На самом деле, не советовала бы отправляться в такое путешествие новичкам с незнакомыми людьми. Четвертая категория сложности прохождения порогов, конечно, не самое страшное, что может быть на свете, но письмо на дверях одной из изб, построенных вдоль Кантегира: «Остановитесь у порога, проверьте свои силы. Были несчастные случаи» – реальность. Да и когда несколько суток подряд вода повсюду – с неба льёт, в реке ледяная, палатки мокрые, просто лучше оказаться в компании проверенных, давно знакомых тебе людей, а ещё лучше людей с большим опытом, которые знают: рано или поздно солнце выглянет, найдём сухие дрова и сделаем баню, маршрут по реке пройдём без потерь.

Итак, поездка в нежаркие страны – практически на границу Хакасии и Тувы – заняла 20 дней. Двое с половиной суток – дорога в одну сторону (автобусом до Тюмени, поездом до Абакана, минивэнами до Абазы, 9 часов заброски на ГАЗ-66 до начальной точки сплава - в верховьях Западных Саян).

Главное испытание – заброска на место на ГАЗ-66 – позади, мы на месте. Этот берег реки – заповедник, здесь нельзя не то что деревья рубить – цветы срывать, поэтому на том же ГАЗ-66 мужчины отправляются на заготовку жердей для катамаранов. После того, как жерди обтесаны, всю кору надо было убрать. Убрали. Связали четыре катамарана.

Кантегир называют рекой-шиверой. Камни на неглубоком участке реки – дело обычное и неприятное. Старт был именно по шивере, самым смелым (в нашем экипаже это был, как правило, Сергей Ветошкин) приходилось спрыгивать в воду и стаскивать катамаран с камня. Холодно. Мокро. Большое течение.

На каждом катамаране – запас еды в пластиковых бутылках (не промокают), рассчитанный на четыре дежурства экипажа. Экипажу Делягина (Мосин старший, Мосин младший, Шитиков, Самойлов) доверен флаг. Экипажу Артамонова – редкая в походе женщина (всего две) Александра и новички Мещеряковы, старший и младший. Экипаж Чебыкина (улыбающийся, пока не кончились сигареты, Быструшкин, Шведов и Ситоленко) проходит под названием «рыбаки», а можно было бы назвать «пофигисты»: ни одного шлема и спасжилета. Экипаж Прошкина (Ветошкин, Васильев, Соня Бабикова, Капишева).

Стоянка после первого отрезка. Первые впечатления. Первая натянутая «полундра». Первая уха из хариуса, ставшая впоследствии ежедневным блюдом.

Случилось худшее из возможного. Напоролись на повороте на огромный, на первый взгляд, обливной камень. Результат – дыра больше метра с рваными краями. Если бы не готовность Бориса Прошкина (ремонтный комплект: нитки, иглы, клей), мы бы завершили свой сплав уже здесь. Полночи шили-клеили. Один экипаж ушёл вперёд на 2-3 километра. Обратно не вернуться – большое течение. Ночуют отдельно от всех. Если бы не рация, узнали бы об этом утром.

Вдоль реки построено несколько изб с банями для таких вымокших туристов, как мы. Когда видим первый ночлег под крышей после нескольких суток дождей, все кричим от восторга. Здесь же выглядывает первое солнышко, делаем посвящение пяти новичков.

Вот он, Карбайский порог, о котором пишут и говорят. Проходят все без потерь, но по разной траектории. Экипаж «Нарядный» (все в относительно новых спасжилетах и хоккейных шлемах, потому так и прозван) сделал это так. Выход каждого экипажа из потенциальной «бочки» вызывает аплодисменты

Последняя двухдневная стоянка. У курильщиков кончились сигареты, у всех - тушенка и сахар. Хлеб кончился дней семь назад, здесь же исчерпали домашний запас сухарей. Но «дядя Боря» затеял печь оладьи из муки, воды, последнего сахара, соли, соды и дрожжей. Ваня Мосин набрал малины в округе, не боясь обещанных реальных медведей. Сделали джем к оладьям. Получился почти праздничный ужин.

Дождь. Позади почти весь сплав, осталось километров десять и Инсукский порог.

Так экипаж под руководством Бориса Прошкина прошёл Инсукский порог, точнее предпоследнюю из его ступеней. Полный восторг!

Обратно дорога значительно легче – без ГАЗ-66, но 3,5 часа на кораблике по водохранилищу Саяно-Шушенской ГЭС, которую мы тоже обозрели общим планом. Кругом – декорации какого-то фильма про красоты нашей планеты. «А мы здесь были!» - хочется крикнуть всем.

ИНФОРМАЦИЯ

Кантегир начинается на северных склонах хребта Сайлыг-Хем-Тайга. Кантегир - это река-шивера со средним падением 4,5 м/км, она относится к числу красивейших рек Западных Саян. Протекает в практически ненаселенной местности, в зоне чернохвойной тайги. Живописные горы верхнего Кантегира сильно изрезаны притоками и сухими падями со следами весенних водотоков. Тайга покрывает скалистые берега реки, взбирается на вершины гор, возвышающихся на 100-150 м над дном Кантегирской долины. Долина Кантегира

На каждом катамаране запас еды в пластиковых бутылках (не промокают), рассчитанный на четыре дежурства экипажа. Экипажу Делягина (Мосин старший, Мосин младший, Шитиков, Самойлов) доверен флаг. Экипажу Артамонова редкая в походе женщина (всего две) Александра и новички Мещеряковы, старший и младший. Экипаж Чебыкина (улыбающийся, пока не кончились сигареты, Быструшкин, Шведов и Ситоленко) проходит под названием «рыбаки», а можно было бы назвать «пофигисты»: ни одного шлема и спасжилета. Экипаж Прошкина (Ветошкин, Васильев, 12-летняя «кукла на бампере» (то есть без весла) Соня Бабикова, Капишева).

Текст Евгении Капишевой
Фото Анатолия Артамонова

 

к началу страницы
640023, Курган, ул. Загородная, 3, ЗАО «Курганстальмост»
Тел.: (3522) 47-81-49, 47-81-36
Факс: (3522) 47-81-17, 47-80-78
E-mail: market@kurganstalmost.ru
kancler@kurganstalmost.ru